Архив новостей

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Подписка на новости





Краеведы Ямала выступают за открытие музея, посвящённого 501-й стройке

27.10.2017 культура, история
отправить по почте
версия для печати

В ямальской столице планируют открыть музей, посвящённый 501-й стройке. Место краеведы уже определили – сохранившееся с 1950 года здание, где располагалось дежурное железнодорожное депо.

Об этом накануне, 26 октября, в пресс-центре информационного агентства «Север-Пресс» сообщил старожил и краевед Геннадий Сысолятин. «Документов на здание, находящееся на территории действующей ионосферной биофизической станции, не сохранилось. Сейчас его надо включить в реестр и только после этого начать заниматься оформлением документов», - сказал Геннадий Сысолятин.

501-ая стройка – это железнодорожная магистраль от станции Чум на Полярном Урале до города Игарка на реке Енисее в 1 200 километров, значительная часть которой пролегла по территории Ямала. В исторических документах она значится как «Строительство 501/503», а народ окрестил эту трассу «сталинкой» или «мёртвой дорогой», так как дорогу строили в 1947-1953 годы силами заключённых. Брошенные лагерные объекты, расположенные вдоль полотна, сейчас становятся популярными туристическими объектами.

По словам Геннадия Сысолятина, постоянные экспозиции отразят историю не только лагеря 501-й стройки и спецпереселенцев, но и рыбокомбината, а также геологов, речников, авиаторов и строителей Салехарда. Тех, кто вложил часть своей жизни в развитие окружной столицы и всего Ямала.

Краеведы отметили, что история ГУЛАГа до сих пор полностью не изучена, а живых свидетелей тех трагических событий с каждым годом остаётся всё меньше. Экспонаты для музея уже собрали. Так, на территории метеостанции нашли рубанок сороковых годов и двигатель от гидросамолёта, предположительно итальянского производства. На нём сохранился чётко выбитый номер, так что точно определить его происхождение – вопрос времени. Есть и кувалда, сделанная из куска рельсы, весом в 35 килограммов. Ей заключённые заколачивали в шпалы железные костыли.

Как отметила известный ямальский краевед Людмила Липатова, музей 501-й стройки нужен для того, чтобы сохранить историю Ямало-Ненецкого автономного округа. Она отметила, что «мёртвая дорога» вывела арктический регион на Северный широтный ход.

Источник: http://sever-press.ru/obshchestvo/item/33900-mertvaya-doroga-vyvela-yamal-na-severnyj-shirotnyj-khod

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: